ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Историю Московской филармонии по праву можно назвать летописью отечественного исполнительского искусства, ставшего неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Организованная в 1921 году по инициативе наркома просвещения А.Луначарского, Филармония стала беспрецедентным примером успешной концертной организации в стране, лишь за несколько лет до этого появившейся на картах мира; в течение всего советского периода отечественной истории она сохраняла за собой лидирующее положение, представляя в СССР и за его пределами крупнейших советских музыкантов; исключительно велика ее роль и в новейшей истории российского искусства, входящего в мировое культурное пространство.
Высочайший уровень первых филармонических акций был заявлен с первых лет существования МГАФ: художественный совет Филармонии, руководимый Николаем Мясковским, в 1920-е годы представляет в Москве крупнейших музыкантов мира: дирижеров Отто Клемперера, Германа Абендрота, Эриха Кляйбера, Эрнеста Ансерме. Следующее десятилетие будет ознаменовано для Филармонии гастрольными выступлениями Артура Рубинштейна, Ефрема Цимбалиста, Яши Хейфеца, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой крупнейших европейских авторов — авторские концерты в Москве дают Дариус Мийо, Артур Онеггер и Бела Барток.
В 1923 году Филармония представляет коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность — Квартет им. Бетховена. Спустя пять лет, в 1928 году, в исполнительском составе филармонии появляется симфонический оркестр филармонии («Софила»), во главе которого становятся выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов. Еще одну веху в истории молодой концертной организации обозначает 1932 год, когда солистом филармонии становится Давид Ойстрах.
В 1930-е годы по инициативе Московской филармонии проводится два Всесоюзных конкурса музыкантов-исполнителей. В число лауреатов попадают молодые звезды советской России — Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиэр, Давид Ойстрах, Вера Дулова. В 1936 году при филармонии создается Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижером которого становится Александр Гаук. В следующем, 1937 году, исполнительский состав Филармонии значительно расширяется — в нем появляются более 80-ти солистов, среди них — певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. Еще один инициированный Филармонией форум — на сей раз Первый Всесоюзный конкурс дирижеров — становится важнейшим достижением для плеяды дирижеров нового поколения — звания лауреатов получают Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Александр Мелик-Пашаев.
Меньше чем за год до начала войны, 12 октября 1940 года, торжественно открывается Концертный зал, которому было присвоено имя П.И.Чайковского и который отныне станет «лицом» Московской филармонии и свидетелем триумфов многих ее артистов.
В годы войны Филармония не прекращала активной концертной деятельности. Яркое доказательство тому — шефские концерты для призывников, проводившееся во всех районах Москвы начиная с 23 июня 1941 года, спустя два дня после начала войны. Только за первые 10 дней войны было дано более тысячи (!) концертов. В год окончания войны Филармония проводит несколько важнейших концертов среди которых — цикл всех симфонических произведений Рахманинова, первое исполнение «Оды на окончание войны» Прокофьева под управлением Самуила Самосуда. Всесоюзный конкурс музыкантов–исполнителей выдвигает когорту молодых музыкантов, чьи имена сейчас не нуждаются в представлении — это Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Виктор Мержанов, Юлиан Ситковецкий.
Послевоенные годы для Филармонии отмечены интенсивной концертной деятельностью. На филармонических афишах впервые упоминается Государственный квартет имени Бородина, появляются имена скрипача и композитора Джордже Энеску и Золтана Кодая; к 75-летию со дня рождения Рахманинова (1948) под управлением Александра Гаука впервые в Москве прозвучала восстановленная дирижером Первая симфония Рахманинова. В начале 50-х годов при Всесоюзном радиокомитете создается симфонический оркестр, с 1953 года ставший оркестром Московской филармонии (художественный руководитель — Самуил Самосуд).
Знаменательным для Московской филармонии становится 1956 год. Известный альтист и дирижер Рудольф Баршай выступает инициатором создания первого в СССР камерного коллектива, который впоследствии получит название Московской камерный оркестр. В этом же году в Москве выступают крупнейшие симфонические оркестры мира Лондонский филармонический (дирижер Адриан Боулт), Лейпцигский оркестр Gewandhaus (дирижер Феликс Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижер Юджин Орманди) и Бостонский симфонический оркестр (дирижер Шарль Мюнш).
В эти годы Московская филармония продолжает последовательно включать в свои программы новые сочинения советских композиторов — Седьмую симфонию Прокофьева (1952), Одиннадцатую симфонию Шостаковича (1957), «Патетическую ораторию» Свиридова (1959). В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса имени Чайковского. Продолжаются гастроли известных зарубежных музыкантов — дирижеров Леопольда Стоковского, Курта Мазура, Юджина Орманди, Леонарда Бернстайна, Андре Клюитенса, Игоря Маркевича, виолончелиста Пабло Казальса, пианиста Гленна Гульда.
В 1960 году начинается новая страница в биографии симфонического оркестра Московской филармонии — во главе коллектива становится Кирилл Кондрашин, под руководством которого оркестр быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских коллективов. На начало 60-х приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году Филармония организует собственный фестиваль искусств «Русская зима», а спустя год впервые проводит другой фестиваль — «Московские звезды». Середина 60-х годов — пора расцвета московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Сэлла и Джульярдский квартет. Расширяется круг молодых солистов филармонии — в 1966 году на филармонических афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года к ним добавляются имена Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана.
В 70-х—80-х годах Московская филармония регулярно представляет в Москве и других городах крупнейших музыкантов мира и ведущие симфонические коллективы. Так, в рамках «Дней английской музыки в Москве» проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов — Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1973 году в Москве дает концерт симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы. В 1977 году в Москве дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, выступающий в ансамбле со Святославом Рихтером. В 1980 году солисты и коллективы Московской филармонии принимают участие в культурной программе ХХ летних Олимпийских игр в Москве. Памятные события тех лет — авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов («Академия старинной музыки», «Концертино»), легендарный концерт в Большом зале консерватории Владимира Горовица, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.
Новая эпоха в российской истории — 90-е годы — открывает для Московской филармонии новые рубежи. Вероятно, в самый трудный для российской культуры период — в начале 90-х годов — филармония успешно проводит гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Мета и Ицхаком Перльманом. Разнообразные фестивали («Русская православная музыка», Фестиваль, посвященный 50-летию образования Государственного квартета им. Бородина, Фестиваль, посвященный 50-летию В. Третьякова, серия концертов к 850-летию Москвы) также являются характерной чертой этого десятилетия.
Новейшая история Московской филармонии также богата событиями и именами. Она остается одной из крупнейших в мире концертных организаций, в активе которой более 4000 ежегодных концертов в столице, в регионах России и за рубежом.
Оставаясь верной своим лучшим традициям, Филармония обогащается новыми принципами концертной работы, необходимыми для полноценного существования в культурном пространстве Москвы и России и — шире — всего мира.